- Автор: Fiona Baker
Как научить детей хорошим манерам
Когда нынешние родители росли, их учили уважать старших, заканчивать каждое предложение или словом «пожалуйста», или словом «спасибо», есть с закрытыми ртами и опущенными локтями.
Родителей друзей называли г-ном или г-жой, к очень хорошим друзьям семьи можно было обратиться с любезными «тетя» или «дядя» — а такие слова как «задница» и «заткнись» были бранными.
Сегодня, без всяких сомнений, требования к хорошим манерам снизились. Но в то время как наши дети обращаются к людям по имени и, возможно, не имеют запутанных представлений о том, когда можно пользоваться вилками, ложками, суждение о хороших манерах не изменилось — это проявление уважения, любезности и сострадания к другим.
Старые добрые времена?
Брисбенский воспитатель и консультант Ронит Барас не гонится за славой прежних дней, когда хорошие манеры вбивали в голову каждого ребенка.
Я бросила вызов этим поискам благовоспитанности много лет назад, — говорит она. Я была очень непослушным ребенком и ненавидела все связанное с хорошими манерами.
Полагаю, что делала это, потому что мои родители и учителя использовали хорошие манеры в качестве способа управления своими детьми и студентами, вместо того, чтобы объяснить их значение и возможную пользу для нас.
Она не выступает за запрет на обучение детей нормам поведения — Ронит лишь полагает, что эффективнее демонстрировать детям мотивы обладания хорошими манерами.
Я полагаю, — говорит Ронит, — что, когда дети знают, что значат хорошие манеры и какую пользу это приносит, они вежливы и демонстрируют превосходные манеры естественно и легко.
Хорошие манеры - лишь социальные нормы поведения, накопленные людьми за долгое время, показывающие, что вы можете читать и следовать социальным сигналам.
Родители хотят помощи
Исследование, проводимое по заказу Диснея в прошлом году, показало, что трое из четырех родителей думают, что дети менее воспитаны, чем предыдущие поколения.
Больше чем 90 процентов родителей хотят, чтобы ценностям и манерам учили в школах, в тоже время 96 процентов допускают, что ответственными за прививание ценностей детям главным образом должны быть мамы и папы.
В рамках исследования выяснилось, что многие родители отчаянно нуждались в помощи обучения детей основам вежливости.
Очевидно, родители ищут помощи в обучении своих детей тому, как быть вежливыми гражданами мира, среди печатных и электронных книг и онлайн ресурсов, посвященных этой теме. Американская королева этикета Джудит Мартин, иначе мисс Манеры, посвящала три колонки в неделю вежливости и благовоспитанности с 1978, которые печатались больше чем в 200 газетах по всему миру.
Но, говорит Ронит, у большинства родителей есть лучшие инструменты, чтобы помочь их детям изучить хорошие манеры — собственный пример. Хорошие манеры — привычка, и если дети будут подражать вашей речи (а они будут), то у них будет достаточно вежливая, почтительная, благодарная речь в качестве эталона, говорит она.
Пять хороших манер, которым должны учиться все дети
- Говорить «пожалуйста» и «спасибо»: восемьдесят пять процентов людей, участвовавших в американском опросе несколько лет назад, сказали, что мир был бы лучше, если бы мы чаще говорили «пожалуйста» и «спасибо». Это всего лишь слова, но добавление «пожалуйста» и «спасибо» может смягчить приказ, или сделать ответ дружественным и почтительным.
- Есть как цивилизованные люди: тема застольного этикета может занять страницы. Но изучение некоторых основных норм, таких как не разговаривать с полным ртом, не тянуться через других, а также публично не рыгать, не пукать, не разговаривать на отвратительные темы, поможет детям в будущем.
- Уважение голосового пространства других: если кто-то говорит — будь это взрослый или один из друзей — дети должны знать, что перебивать невежливо. Наряду с тем, что учить говорить «извините меня» хорошо, дети также должны знать, что говорить одновременно с другим не вежливо.
- Не используйте грубый или непочтительный язык: детям, как всем нам, нужно научиться вежливо говорить с другими, не используя грубую или ненормативную лексику и оскорбительные реплики. Это не о ругани — некоторые не бранные слова могут причинить намного больше боли — это в продолжение темы вежливого и уважительного отношения к другим.
- Уважение различий: сейчас мы живем в многообразном обществе с большим количеством различных культур, национальностей и традиций. Научите детей принимать и понимать разнообразие в других.