каталог пустяков

Нашла в своих старых записях каталоги Михаила Эпштейна. Сделала когда-то копию из журнала. Привожу дословную статью. Каталог пустяков - это первый каталог. Еще будет каталог веснушек и родинок, каталог каталога и каталог дыма (но не полный). Итак, каталог пустяков:

"Михаил Эпштейн. Каталоги. Журнал Дар №1 – 1992 год
В средние века на Дальнем Востоке существовал своеобразный жанр словесности, в котором перечислялись разные свойства одного предмета — или разные предметы, обладающие одним свойством. Классические образцы этого жанра, "дзуйхицу". можно найти в "Записках у изголовья" японской писательницы X века Сэй Сёнагон. Перечисляются, например, вещи, которые вызывают у автора наибольшее притяжение или отталкивание, самые радостные и горестные события в человеческой жизни и т.д.
Этот жанр, который я условно называю каталогом, лежит на перекрестке образного и понятийного мышления. Образы, данные в перечислении, создают предметное разнообразие, но через них проходит один неизменный мотив, исходное понятие, которое варьируется во всех возможных разновидностях: красота луны и красота снега, красота жемчужного отблеска и красота застенчивой улыбки... Такое скрещение понятийного ("красота") и образного рядов, обобщенного и единичного, обнажает самое структуру мышления, в котором эти координатные оси мироздания неразрывно связаны.
Жанр каталога представляется очень современным по способу соединения подвижных и неподвижных элементов. Такого рода построения используются в современных структурных исследованиях, где четко фиксируемый предмет последовательно рассматривается в разных своих аспектах. Постепенно из многого выступает единое, но при этом само единое вновь и вновь подтверждает свое присутствие во многом.
Предлагаемые ниже каталоги — опыт возрождения этого старинного жанра, с учетом его современных возможностей. "Каталог" буквально означает сверху-вниз-словие. В данном случае каталог представляет собой последовательность самых различных мнений, суждений, высказываний, относящихся к простому, повседневному явлению, такому, как веснушки и родинки, дым. пустяки. Через эту последовательность простой предмет неожиданно обнаруживает свою сложность, структурную многосоставность, а главное — множественность возможных истолкований и символических связей в современной культуре. Мнения в каталоге не спорят — для разбега и сшибки им не хватает места в сжатом горизонтальном измерении — а существуют независимо, по вертикали сменяя и дополняя друг друга. Как мне представляется, смысл подобной каталогизации состоит в том, чтобы в конкретной вещи выявить бесконечность ее граней, пересекающихся со всеми гранями мироздания.
Все нижеследующие каталоги написаны в июле 1982 года. С тех пор они иногда исполнялись устно на литературных вечерах в Москве, но никогда не печатались. В заключение подборки следует Каталог каталога, где делается попытка описать форму и значение этого жанра его собственными средствами.
КАТАЛОГ ПУСТЯКОВ
0.0. О пустяках говорить трудно, потому что о них нечего сказать.
0.1. То, о чем нечего сказать, то и пустяк.
0.2. Что такое пустяк для человека, и не скажешь, потому что пустяк для него - ничего. Как говорить ни о чем?
1.0. Ничего, однако, бывает разное, в зависимости от того, вместо чего оно, ничего.
1.1. Есть такие пустяки, которые всю жизнь замещают главное. И только перед тем, как уйти в ничто, понимаешь, что и они - ничто.
1.2. Пустота смерти задает меру того, что считать пустяком.
1.3. Самоубийцы - настолько серьезные люди, что для них вся жизнь - пустяк. Пустяк - то, чем не дорожат.
1.4. Самоубийцы - настолько отважные люди, что для них и смерть - пустяк. Пустяк - то, чего не боятся.
1.5. Но если для самоубийцы жизнь - пустяк, и смерть - пустяк, то зачем один пустяк менять на другой?
1.6. Меняя пустяк на пустяк, мы устанавливаем, что они для нас пустяки, ибо то, что не пустяк, не подлежит обмену.
1.7. Обмен - это жизнь и движение пустяков. Люди пустые только и занимаются обменом, а люди вконец опустошенные совершают последний обмен.
2.0. Что для одного человека пустяк, может быть главным для другого. Этим объясняется непонятная щедрость и скупость людей.
2.1. Скряга, тратящий все свое время на приобретение денег, не скупее красавицы, тратящей все деньги на сохранение молодости. Скряга - транжира своего времени, а красавица - скряга своей красоты.
2.2. Чем расточительнее человек в одном, тем скупее в другом, потому что окончательно уравнять главное и пустяки может только смерть.
3.0. Пустяки бывают милые и раздражающие. Первые милы тем, что не требуют внимания, поскольку они всего лишь пустяки; вторые раздражают тем, что требуют внимания, хотя они всего лишь пустяки.
3.1. Пустяки делятся на вздор, мелочь, каприз, чушь, чепуху, ерунду, бестолочь, суету, тщету, мелюзгу, шелуху, сор и ряд еще более пустячных, т.е. вовсе уже не именуемых разновидностей.
3.2. Мелочь - это пустяк размера, каприз - пустяк желания, чепуха - пустяк свершения, тщета - пустяк цели, суета - пустяк движения, вздор - пустяк мысли, чушь - пустяк слова, бестолочь - пустяк порядка, мелюзга - пустяк роста, шелуха - пустяк живой материи, сор - пустяк мертвой материи, ерунда - пустяк внимания, т.е. такой пустяк, который заслуживает внимания даже меньше других пустяков.
4.0. Чуткий человек, отделяя пустяки от главного, скорбит о том, что вынужден это делать.
4.1. Ибо он понимает, что в таком разделении сказывается его собственная малость, а не малость тех пустяков, которые он вынужден считать таковыми.
4.2. Пустяк - то, чего человек не успел полюбить, о чем не захотел подумать, чему не смог отдать жизнь.
4.3. Думать, о пустяках как о пустяках почти невыносимо. Сердце разрывается на части от желания отдать им жизнь, от сознания собственной малости.
4.4. Человек потому вынужден отделять пустяки от главного, что он не Бог и не природа. Для Бога нет пустяков. Природа не терпит пустоты.
4.5. Пустяки напоминают человеку о себе самом, поэтому он не любит замечать, пустяков, поэтому пустяки - именно то, чего он не замечает.
5.0. Пустяк - это маленькая пустота, которую человек старается не впустить и свою жизнь, чтобы не быть поглощенным большой пустотой.
5.1. Точнее, пустяк — это маленькая пустота, которую человек снисходительно называет пустяком, чтобы не признать своей слабости перед большой пустотой.
5.2. Отделяя главное от пустяков, человек делает вид, что нашел нечто противостоящее пустоте, более важное, чем пустота.
5.3. Словом "пустяк" человек говорит "чур", "отпусти" той пустоте, которая больше его.
5.4. ЕСЛИ слово "пустяк" произносится часто-часто, значит, эту скороговорку произносит сама пустота, поглощая часть за частью нею человеческую жизнь.
5.5. Чтобы победить пустоту, человек разбивает ее на множества пустяков, следуя правилу "разделяй и властвуй".
5.6. Среди множеств пустяков, опустошающих жизнь, но по видимости спасающих её от пустоты, человек представляется себе властителем жизни.
6.0. Пустяки, которые человек, сознавая их пустячность, считает спасительными для себя, именуются забавами.
6.1. Каталог забав не совпадает с Каталогом пустяков, потому что забавы - это пустяки, которые не принято отличать от главного и о которых главным образом и говорится то, о чем вообще принято говорить, так что сказать о них можно чрезвычайно много."

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить